Автоанатомия — смотри, она живая!

auto1

У нас, у прекрасной половины человечества, есть маленькая слабость – мы обожаем «одушевлять» вещи, присваивая им ласковые или смешные прозвища. Размер или важность предмета при этом не играют никакой роли. Возраст леди – тем более. Любимое кресло – это «мое гнездышко», цветок на подоконнике – «мальчик хороший». А уж такое замечательное произведение технической мысли как автомобиль! Его и вещью-то назвать язык не повернется. И пусть джентльмены обзывают свои авто «куском железа» или «старым корытом», для нас машина всегда будет «ласточкой» или «умницей», сколько бы лет ей не было.

Такое наше отношение, если задуматься, не лишено смысла. Ведь автомобиль – тоже организм, не биологический, так механический. И, соответственно, относиться к нему нужно так же нежно, как и к себе, любимой.

Предлагаем поиграть в аналогии и убедиться в том, что механические или электронные детали выполняют функции, сходные с функциями большинства человеческих органов, имея при этом одно неоспоримое преимущество – их можно заменить.

ГОЛОВНОЙ МОЗГ = БОРТОВОЙ КОМПЬЮТЕР +ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

В теле: часть нервной системы, спрятанная в наших прелестных головках. Мы порой ее не бережем, нагружаем сверх меры, а ведь она выполняет сложнейшую задачу – ежесекундно регулирует деятельность органов и систем, обеспечивает их функциональное единство и связь организма с внешней средой. Существует масса рецептов – как не дать запудрить свой мозг. Телереклама предлагает лопать NUTS, мужья — промыть нам мозги, женоненавистники удивляются – как эти «куриные мозги» могут производить столько мыслей. Одним словом, в непростых условиях приходится работать нашему мозгу, спасибо ему, что он еще держится, а если «клинит», то нечасто.

В авто: компьютерные системы (КС) современного автомобиля без участия водителя управляют зажиганием, передней и задней подвесками, радиооборудованием, коробкой передач и даже двигателем. КС регулирует движение поршней, нагрузку и число оборотов двигателя, состав выхлопных газов. Прямая аналогия механического организма с биологическим, поскольку процесс поддержания жизнеспособности на оптимальном уровне и в первом, и во втором случае происходит автоматически.

Дальше – больше. Бортовой компьютер информирует нас о скорости движения, расходе топлива, ориентировочном запасе хода и даже времени прибытия на место. Можно получить информацию о состоянии любой системы автомобиля. Поскольку вся эта информация призвана повысить активную безопасность авто, то всегда имеется связь с тормозами. Совершенствованию тормозных систем, похоже, нет предела. Так и социум, развиваясь, все диктует и диктует нам новые правила жизни. Весь процесс торможения занимает секунды, но все равно в голове у нас «тормоза» включаются значительно быстрее.

СПИННОЙ МОЗГ = КОРОБКА ПЕРЕДАЧ + КАРДАННЫЙ ВАЛ

В теле: распределительная сеть ЦНС, а вовсе не электрическая и тем более не Интернет, хотя отдаленное сходство наблюдается. Система восприимчивая и чувствительная, умеющая к тому же передавать команды всем органам и системам организма. Важно следить, чтобы команды и их выполнение были адекватны.

В авто: КП – одно из самых интересных устройств в авто. Изменяет тяговую силу ведущих колес: они вращаются или быстро, но с маленькой тягой или медленно, но с большой тягой. Плюс возможно движение назад. КП изменяет скорость вращения карданного вала при том же количестве оборотов вала коленчатого. Одним словом, передача исходящих команд всему организму – задача, с которой КП справляется вполне успешно.

Карданный вал – промежуточное звено между КП и главной передачей. Передает усилие на полуоси автомобиля, причем строго под прямым углом. Этот процесс осуществляется через дифференциал. Точный аналог в человеческом организме найти проблематично.

СЕРДЦЕ = ТОПЛИВНЫЙ НАСОС

В теле: настоящий перекресток магистралей с бессменным регулировщиком движения крови, который одновременно является и самой движущей силой транспортных потоков. Непонятно, откуда появилось традиционное романтическое представление о сердце – поработайте в таких условиях пару лет, и романтика вам будет только сниться. В последние годы доступно для ремонта и даже замены!

В авто: устройство, способное регулировать подачу топлива и фильтровать его. Учитывая качество ростовского бензинового меню, засоряется довольно часто. Одно радует – деталь доступнее «человеческого аналога» для замены или ремонта.

ЛЕГКИЕ = ВОЗДУШНЫЙ ФИЛЬТР

В теле: орган, с различной степенью успеха улавливающий кислород и выводящий углекислый газ. Все труднее и труднее нашим легким в Ростове, где смесь газов и пыли, которую мы вдыхаем, весьма отдаленно соответствует классической формуле воздуха. И все же – как легко дышится этой прекрасной осенью!

В авто: Машина тоже дышит, да, она не умеет тяжело вздыхать, ритм ее дыхания всегда равномерный. Но, тем не менее, воздушный фильтр без устали очищает воздух. Делая возможным его «внутреннее» использование.

ЖЕЛУДОК = ЦИЛИНДРЫ ДВИГАТЕЛЯ

В теле: орган, привыкший получать готовенькое, пережеванное и смоченное слюной. Его задача – смешать всю эту вкуснятинку с желудочным соком и протолкнуть дальше в кишечник. Напрашивается аналогия с бюрократом среднего звена, который, не обеспокоенный содержанием документов, подписывает их и передает выше по инстанциям. Иногда ему подсовывают что-то совсем неожиданное – бюрократ возмущается, «зависает», и могут возникнуть спазмы. Любите своего чиновника, не раздражайте его понапрасну, и он без проблем будет все «принимать» – и передавать выше. В нашем случае – ниже.

В авто: короткие металлические трубки с толстыми стенками. Внутри каждого цилиндра находится поршень, который передвигается вверх-вниз. Внутри нашего желудка нет такого поршня, его роль играет мускулатура, что не мешает с удовольствием переваривать предложенную продуктовую смесь.

СЕЛЕЗЕНКА = БЕНЗОБАК

В теле: на месте селезенки я бы обиделась. Во-первых, ее называют «кладбищем эритроцитов», ведь она успешно разрушает красные кровяные тельца, отжившие свое. Уж лучше бы назвали «санитаром леса». Во-вторых, принято считать, что это не жизненно важный орган. Но селезенка весьма полезна в чрезвычайных ситуациях – она способна быстро высвобождать накопленную кровь, увеличивая кровоснабжение и обогащение тканей кислородом. Приятно иметь такой резерв!

В авто: резервуар, позволяющий транспортному организму передвигаться продолжительное время. Зависимость жизнеспособности автомобиля от емкости и состояния бензобака значительно более прямая, нежели у человека.

ПЕЧЕНЬ = МАСЛЯНЫЙ ФИЛЬТР

В теле: оказывается, это самая крупная железа человеческого тела. Мини-лаборатория, в нее не надо сдавать анализы 2 раза в год – она всегда при себе. Фильтрует и очищает кровь, попутно выполняя массу полезных функций. Помимо биологических накопительных и перерабатывающих свойств может быть еще и местом накопления «доставших» нас проблем. И если что-то или кто-то уже сидит у нас в печенке, обеспечим ему там нормальное существование, не перегружаем свою печень без особой на то причины!

В авто: масляный фильтр – это сито, фильтрующее и собирающее твердые частицы грязи и металла из циркулирующего масла. Когда фильтр засоряется, пропускной клапан позволяет этим загрязнениям продолжать циркулировать с маслом в двигателе, повреждая его и формируя осадок. Отсюда вывод: каждому мотору – здоровую печень.

ПОЧКИ = ТОПЛИВНЫЙ ФИЛЬТР

В теле: орган, девиз которого: «Фильтруем кровь!» Это совсем не то же самое, что «фильтровать базар». И если из песни можно выкинуть кое-какие слова, то из организма продукты распада и токсические вещества просто так выкинуть не получится: их можно грамотно вывести, предварительно преобразовав в безопасные физиологические жидкости. Поэтому – хвала нашим почкам, отлично преобразующим и выводящим!

В авто: очень важная деталь. Поскольку автомобиль не в состоянии самостоятельно дегустировать предлагаемое ему топливо, то без наличия этого элемента может болеть, кашлять и чихать. А уж сколько предлагается неочищенных продуктов нашему любимцу! Попробуйте съесть салат из невымытых овощей…

КИШЕЧНИК = СИСТЕМА ВЫХЛОПА

В теле: Совокупность нескольких отделов пищеварительного тракта, особо любимая японцами. Во всем остальном мире не получила столь массового признания, вероятно, из-за неэстетичного внешнего вида. Но поскольку в человеке все должно быть прекрасно, то придется наводить порядок и в этой уникальной химической лаборатории. Осень для этого – очень подходящее время.

В авто: Ассоциации достаточно физиологичны и всем понятны.

ЖИРОВАЯ ТКАНЬ = АККУМУЛЯТОР

В теле: накапливающий энергию резерв организма подвергается необоснованному геноциду. Хотя многие замечали, что полные люди – оптимисты и весельчаки, с добродушным и жизнерадостным характером! Но мы все равно сгоняем с себя оптимизм, веселье и эту самую жизнерадостность. Рекомендую — просто любить свой уникальный организм, в котором всего – в норме.

В авто: скрытый до поры до времени резерв энергии, способный в нужный момент оживить железную лошадку по первому нашему требованию, то есть повороту ключа. С батареей этой, как и с любой энергоемкой штукой, обращаться нужно бережно. Непонятно, почему в автомобильном случае наличие максимально большого количества ампер-часов приветствуется, а с человеческим телом наоборот.

Если не отнестись ко всему вышесказанному с известной долей юмора, становится немного страшно – ощущаешь себя «биологической машиной». В принципе, так оно и есть, но всегда стоит помнить, насколько эта машина уникальна и поэтому прекрасна. И никакому конструктору, ни на каком конвейере не под силу повторить это чудо природы!

Наталья Пликина

Вам также может понравиться...