Новые правила эвакуации: почему предложенный закон ничего не изменит

Группа депутатов Госдумы озаботилась нарушением прав водителей, машины кот

Evacuation of the car for parking

Evacuation of the car for parking

орых эвакуируют не по правилам, и решила защитить их новым законопроектом. С такой инициативой выступили депутаты Государственной Думы Игорь Лебедев, Ярослав Нилов, Андрей Свинцов и Владимир Сысоев, предложившие объемную поправку в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Изменения в КоАП должны, по мнению законотворцев, обеспечить права водителей, нарушаемые при принудительной эвакуации транспортных средств на специализированную стоянку.

Эвакуация превратилась в источник дохода

Внесенные летом 2015 года в КоАП и Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» изменения и дополнения, говорится в пояснительной записке к законопроекту, лишь в единичных случаях позволяют предотвратить задержание транспортного средства, водитель которого успел устранить причину задержания до начала движения эвакуатора.

Предписания КоАП о прекращении задержания транспортного средства постоянно нарушают, особенно в Москве. Напомним, что Кодекс требует снять машину с эвакуатора, если непосредственно на месте его задержания присутствует тот, кто вправе им управлять, а также если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения эвакуатора.

Не выполняется и безусловное требование закона об обязательном присутствии на месте задержания транспортного средства должностного лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении до начала движения транспортного средства.

А еще в Москве до составления протокола об административном правонарушении осуществляются различные подготовительные действия (установка захватных приспособлений, нанесение наклеек и др.), не предусмотренные КоАП.

Кроме того, эвакуация автомобилей на штрафстоянки проводится даже тогда, когда автомобили, нарушившие установленные правила, не создают никаких препятствий для участников дорожного движения.

Полагая, что система эвакуации превратилась из предупредительной меры в источник дохода, авторы законопроекта предлагают ввести в статью 27.13 КоАП ряд поправок. В частности, инспектор ГИБДД должен убедиться перед началом эвакуации, что рядом с автомобилем отсутствует его водитель.

Наряду с видеозаписью эвакуации транспортного средства предлагается ввести требование о проведении одновременно звукозаписи задержания. Эвакуаторщиков, если к ним обратился водитель машины, предложено заставить вызвать инспектора – сейчас они этого делать не обязаны.

На самой штрафстоянке авторы поправок предлагают разместить контакты службы, куда можно пожаловаться на нарушения со стороны ГИБДД или службы эвакуации.

Самое интересное, что субъектам Российской Федерации предлагается прописать в своих законах требование о компенсации в тройном размере убытков владельца транспортного средства, которое было эвакуировано с нарушением положений статьи 27.13 КоАП.

Хотели как лучше

Законопроект, конечно, замечательный. В том смысле, что его непременно должны заметить накануне выборов. Но вот беда: вряд ли он будет принят, учитывая его рождение во фракции ЛДПР. А если случится невозможное, и Дума все-таки поддержит либерал-демократов, то исполнимость этого закона будет практически нулевой.

В середине прошлого года, когда принимались меры для более четкой регламентации процедуры задержания ТС, на сайте «Колеса.Ру» отмечалось: «должностные лица (в данном случае инспектор ГИБДД или, к примеру, МАДИ в столице), составившие протокол о задержании транспортного средства, должны присутствовать на месте задержания до начала движения эвакуатора и, конечно, отдать протокол не только правонарушителю, но и, собственно, лицу, которое исполняет решение о задержании автомобиля, то есть водителю эвакуатора».

Depositphotos_68812109_original

Благодаря этому нововведению, как предполагали эксперты, есть объективная возможность в любую секунду до тех пор, пока эвакуатор не тронулся с места, попросить уполномоченное лицо переписать протокол, сделать в нем отметку и вернуть машину.

И юристы, и сами автомобилисты понимали закон однозначно: процесс эвакуации начинается в момент отъезда эвакуатора с места нарушения, и в эту самую секунду у водителя эвакуатора должен быть на руках заполненный и подписанный инспектором ГИБДД протокол о нарушении. А если водитель подошел, когда машину еще грузят на эвакуатор, то эвакуаторщик обязан прервать погрузку и вернуть вам ваше имущество.

В реальности все оказалось намного хуже.

Машины грузят на эвакуатор в течение двух-пяти минут. Действительно, пока наклеивают бумажки, под колеса уже подводятся тросы. Никаких протоколов в это время не составляют, их заполняют позже, причем с явными нарушениями. Но ничего сделать, как правило, автовладельцы не могут. Их вначале обязывают заплатить штраф и за «услуги» эвакуатора, а потом предлагают судиться.

Телефон против троса

Как ни странно, единственной спасительной соломинкой в этой ситуации остаются номера мобильных телефонов под лобовым стеклом. Неравнодушные граждане, чаще всего это другие автомобилисты, стараются помочь незадачливым «коллегам», причем не только вызванивают их, предлагая срочно подойти к своей машине, но и начинают мешать эвакуации.

Небезразличные к чужой беде водители требуют предъявить им постановление о задержании, показать приглашенных понятых, вызвать инспектора ГИБДД, порой даже срывают наклейки и физически мешают закрепить тросы. При некоторой юридической грамотности процедуру подготовки к эвакуации удается затянуть на 20-30 минут. За это время владелец авто, получивший предупреждение по мобильному телефону, порой успевает вернуться и спасти свое имущество.

Если законопроект, внесенный в Госдуму, будет рассматриваться всерьез, то к нему возникнет масса вопросов. Например, кто должен возмещать ущерб от неправильной эвакуации: бюджет или конкретное физическое лицо? Сколько времени дается водителю эвакуатора, который должен вызывать инспектора ГИБДД? Как быстро законодатели субъектов Федерации обязаны внести изменения в региональные нормативные акты и надо ли на это время вообще приостановить эвакуацию автотранспорта?

Но все-таки пока есть все основания полагать, что данный законопроект не дойдет даже до первого чтения и так и останется удачным пиар-ходом членов фракции ЛДПР.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий