Какая я хорошая, или зачем мы дарим подарки самим себе

family2

Чем ниже наша самооценка, тем в более дорогой магазин мы идем!..

Возмутились? Это не есть правда? Вы готовы назвать массу других причин, почему покупаете вещи в дорогих бутиках? Согласна. Это лишь часть правды. Но эта самая «часть правды» иногда становится частью нашей жизни. Как, когда и почему? Читаем дальше.

 

ДАЕШЬ 8 МАРТА КРУГЛЫЙ ГОД!

Зачем мы дарим подарки самим себе? Что это? Моральная компенсация, крик отчаянного одиночества или награда после испытаний? В процессе «обычного» дарения принимают участие две стороны – даритель и одариваемый. Но в нашем случае «все не так, ребята…». Функции дарителя и одаряемого выполняем мы сами. Налицо смешение понятий, целей и задач. Одно бесспорно – присутствие удовольствие, которое повышает удовлетворенность жизнью, вызывает ощущение счастья.

 

ДОЛГОЖДАННЫЕ И СПОНТАННЫЕ ПОДАРКИ

Не уверена, что получится «разложить по полочкам» мотивацию леди, одаривающую саму себя, но попробую. Разделим условно подарки на «долгожданные» и «спонтанные». Что такое первое, всем понятно, в описаниях женщин это звучит примерно так: «Давно нравилась эта вещица. Хотела купить, да все никак… Вот, скопила денежек…» или «Окончательно пришла к выводу, что мне эта штука крайне необходима». Резюме: присутствует некий «подготовительный» этап, и процесс ожидания события так же приятен, как и сам акт покупки.

Иной вариант развития – подарки спонтанные. Буквально: «Зашла в магазин, увидела, понравилось, купила». Случаются такие ситуации: леди «на пределе» психических или физических сил, томимая смутным чувством, что надо «что-то предпринять» для снятия напряжения, но не может понять, что же сделать конкретно. Ее мудрый организм находит самый простой выход. Ноги сами «несут» ее в магазин. Она покупает какую-то приятную мелочь (или не мелочь), и напряжение «отпускает». Что это было? Да просто погладила себя по головке, как мама в детстве делала. Любя и принимая себя безусловно.

 

СВИДЕТЕЛИ ТОРЖЕСТВА

Как ни парадоксально звучит, но для полного удовлетворения от подарка самой себе нам нужны свидетели! До чего человек социален, иногда даже обидно! Казалось бы, дарит сам себе подарок, весьма интимное действо, а подсознание оценивает – видел кто или нет? Вы не задумывались, почему столь популярны разного рода кофейни, кафетерии в магазинах и на улицах? Потому что человек желает видеть, пусть неосознанно, как его удовольствие «отражается» в глазах других людей. Повышение самооценки? Возможно. Причем на роль свидетеля торжества годится любой индивид – продавец, покупатель, прохожий, кто угодно. Зачем-то мы постоянно стремимся передать окружающим некую информацию о себе. Неужели это от «прародителей»? Отчасти.

Покупка подарка самой себе почти всегда — предмет показного потребления. «Гори все синим пламенем, куплю». Термин «показное потребление» или «демонстративное потребление» впервые был выведен в начале 20 века Торстейном Вебленом, американским экономистом и социологом. Термин означал «использование потребления для доказательства обладания богатством», потребление «как средство поддержания репутации». Окружающие легко могут «раскодировать» это сообщение. Суть его – в констатации факта «Я богат. Я респектабельный человек. Я преуспевающий».

 

МАТЕРИАЛЬНЫЙ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Другой способ классификации. Подарок материальный – это, понятно, объект или услуга. «Пойду к косметологу, побалую себя» — часто слышим мы от подруг. Но иногда люди дарят себе то, что трудно определить одним словом. В описаниях это звучит так: «Я себе вчера праздник устроила, подарок подарила – целый день ничего не делала!» Или: «Быстро сделала все, что намечала, и в качестве подарка весь вечер читала любимую книгу». Вот здесь следует насторожиться. Уже близка грань между здоровьем и нездоровьем. И если фраза: «Выспалась в субботу, какой кайф!» становится постоянной в вашем лексиконе, то это уже никакой не подарок себе, а просто потребность организма, в которой ему отказывают. Пора задуматься о ритме и качестве жизни!

 

НЕОБХОДИМОЕ НЕ ЕСТЬ ДОСТАТОЧНОЕ

Может ли считаться подарком покупка понравившейся кофточки? Леди заявляет: «Мне нечего надеть! Мне не в чем ходить на работу!» Мы понимаем, что понятие «нечего надеть» очень условно, вы согласны? Пусть так, пусть эта кофточка двадцатая в гардеробе, но если леди так говорит, значит, ею движут иные мотивы, не «подарочные». Подарком кофточка станет в том случае, если хозяйка «наградит» ее «подарочным качеством». И неважно, какая вещичка по счету, вторая или десятая — если женщина воспринимает ее не как «необходимость», а как подарок, таковой эта вещь и будет. Возможно ли определить некие признаки, превращающие объект в подарок? Попробуем.

 

ПРЕВЫШЕНИЕ БЮДЖЕТА

Если товар или услуга выходят за рамки планируемого бюджета и не являются предметом повседневного потребления, то мы вправе говорить о подарке. Даже «кусочек колбаски» может стать таковым, если он не входит в список продуктов ежедневного потребления и является давно желанным. Леди покупает что-то, убеждая свой разум в том, что продукт качественный, модный, удобный, осознавая при этом, что он достаточно дорогой. «Я могу себе это позволить» — ключевая фраза, которая демонстрирует желание принадлежности к более высокой социальной категории. Как только человек туда «перебирается», то по отношению к продуктам этой ценовой категории сия фраза исчезает из его словаря. Он просто покупает те вещи, которыми ему комфортно пользоваться.

 

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

Желание порадовать себя возникает в тот момент, когда человеку необходимо изменение эмоционального состояния. Ведь подарок всегда приносит радость! Здесь обнаруживается разная мотивация к действию со стороны женщин и мужчин. Леди чаще всего одаривают себя, когда пребывают в состоянии грусти, тревоги или подавленности. Иллюстрация: «Сколько можно тратить деньги на семью, потрачу наконец-то на себя!» Это самый простой способ поднять себе настроение. А вот мужчины подтверждают свою значимость теми товарами, которые, по их мнению, вряд ли кто-то для них купит. Парадоксально, но при этом убеждении мужчины относительно редко «озвучивают» свои желания. Так как же близкие люди узнают, чего им хочется? Ведь если б знали, так, вероятно, и подарили бы? Здесь всплывает другая тема – адекватность запросов.

 

БЕГСТВО ОТ ОДИНОЧЕСТВА

Выше я говорила о том, что подарок самому себе совмещает два вида деятельности – дарителя и одаряемого. Есть люди, обостренно ощущающие одиночество и отрицающие его «нормальность» и физиологичность. Дли них подарок самому себе позволяет поучаствовать в эдакой мини-пьесе, где человек, поочередно исполняя две роли, чувствует, что он в мире не одинок. Если индивид таким способом защищается от одиночества, то, скорее всего, психика его нарушена в той или иной степени. «Кто же мне это подарит, если не я сама?» « Хочу дорогие часы. Кроме меня, мне никто их не купит!» Возможно, в уме человек ведет долгие диалоги сам с собою, пытаясь объяснить себе «феномен» его одиночества. Этому индивиду странно подумать, что одиночество – естественное состояние человека. Лекарство становится ядом и наоборот, дело в дозе. И в восприятии самого явления одиночества. Самое обидное, что вокруг может быть много людей, способных порадовать человека, но в своих печальных очках он не способен их увидеть!

 

НАГРАДА ЗА ТРУДЫ

Вот это более мужской признак подарка, нежели женский. «Мамочка, я получил пятерку! Можно, я на те деньги, что ты мне дала, куплю себе мороженое (вариации бесконечны)». «Я же сдал сессию! Куплю себе новую «мать»!» «Я заключил очень выгодный контракт. Не отметить ли мне это дело покупкой нового авто?» — мальчики растут, растут их запросы и цена игрушек, но мотивация не меняется.

Подарки самим себе мужчины объясняют примерно так: «Для меня это — награда за преодоление трудностей, о которых не знают даже близкие. Возможно, если бы знали, они бы поздравили меня с победой. Но не все можно сообщить». «Не люблю принимать дорогие подарки – возникает какое-то чувство зависимости, обязанности отблагодарить».

Бывает, что в жизни человек совершает много хороших дел. Он делает это естественно – так у него получается, — не ожидая награды. Человек этот в здравом уме, он видит, что действительно делает полезные, нужные вещи. Но поскольку ему важнее процесс и результат, нежели оценка, то он и не задумывается о награде. Самое смешное — о награде (условно) не задумывается и никто из его окружения! Будь то на работе или в семье! Множество действий, которые в иных социальных группах отмечаются, как личные или социальные достижения, в окружении этого индивида остаются просто «хорошей работой». И что же? Неизбежно наступает время, когда человек сравнивает результаты своих трудов с результатами трудов других людей – конечно, в ограниченном социуме. И, определенно, испытывает дискомфорт! Финал истории понятен? Вы правы. Человечек наш топает в магазин.

 

КОМПЕНСАЦИЯ

Отчасти, этот признак подарка в разной степени присутствует в вышеназванных вариантах. Компенсации тоже бывают разными, но для всех характерно особенное человеческое восприятие: «Мир (начальник, подруга, родственник и т.п.) меня обидел – я миру «отомстил». «Начальник козел, пойду, съем пирожное. Может, полегчает». «Ты где был всю ночь? Отправляйся туда навсегда!» «Ах, ты себе опять новый телефон купила? Ну, так я…». «Как тебе мое новое платье?» — обида, ревность, укор, демонстрация объединяются фактом осознанной покупки подарка. Я бы сказала даже, не подарка, а лекарства. Между прочим, порой весьма горького: редко вещи, купленные в состоянии фиксируемого психологического дискомфорта, используются с удовольствием. Для леди они, скорее, станут напоминанием о неприятном моменте, связанном с их появлением. Естественно, женщина избегает пользования такими «подарками». Исключение – напоминание о факте торжества или победы в каком-либо значимом жизненном действе.

 

ЧТО ИМЕЕМ В ИТОГЕ?

Общая черта, свойственная всем подаркам и особенно подаркам самой себе – фактор «разрыва повседневности». Проще говоря, человек берет кисть с яркой подарочной краской и разрисовывает ею свои будни. За этим следует осознание человеком факта дарения самому себе.

Подарок самому себе всегда имеет смысловую нагрузку, и поскольку он не входит в число предметов повседневного потребления, то становится предметом «демонстрирования себя» перед окружающими. В каком-то смысле, такой подарок выступает как форма построения своей идентичности «Я – это то, что я имею и потребляю». Лично мне не нравится такой вывод, но он напрашивается сам собой.

А если отбросить философщину и обратиться к жизненной практике – да почему бы не использовать это средство, если человеку от него лучше? Какая разница, какие мотивы нами при этом движут? Поэтому балуем себя всегда! Независимо от того, балуют ли нас другие. Покупаем себе подарки осознанно и неосознанно, спонтанно и планово. Излучающая радость леди – разве может быть кто-то прекраснее?

 

 

Наталья Пликина

 

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий